LR-WEST на Эльбрусе

LR-WEST на Эльбрусе

Человек, как личность, должен быть целостным, и все стороны его жизни взаимосвязаны. Я, Александр Жигалов – как основатель и руководитель сервиса Ленд Ровер – LR-WEST, стараюсь перенести всё своё вдохновение, и всю свою энергию на улучшение сервиса, и прилагаю личные усилия, чтобы сервис как команда моих единомышленников, рос сам над собой, и именно это, на мой взгляд, и является философией развития и успеха ЛР ВЕСТ. Каждый день мы хотим, чтобы наш сервис был лучше, эффективнее, создавал для клиента ценность. То же самое надо проецировать и на все стороны своей жизни, постоянно расширять свои возможности, принимать новые вызовы, и справляться с поставленными задачами. В том числе это касается и моих увлечений, например, увлечения можно назвать как активный отдых, и так случилось, что одним из видов активного отдыха, которые мне нравятся, является покорение горных вершин. Признаюсь, честно, что это был мой первый опыт восхождения на горную вершину, но ещё с юности я был вдохновлён Высоцким, старыми фильмами про альпинистов, и всегда понимал, что преодоление вершины — это очень сложно, и, если справился — значит ты превозмог не только себя, но и природу, которая под час бывает очень непредсказуемой и коварной.

В сентябре 2018 года я решился и поехал покорять Эльбрус. Для того, чтобы вы понимали, что такое Эльбрус, приведу вам энциклопедическую справку:

Эльбрус — стратовулкан на Кавказе (5642 метра над уровнем моря) — самая высокая горная вершина России и Европы (при проведении границы Европы и Азии по Главному Кавказскому хребту или южнее), входящая в список высочайших вершин частей света «Семь вершин». Талая вода ледников, стекающая с его склонов, питает одни из наиболее крупных рек Северного Кавказа: Кубань, Малку и Баксан. За счёт хорошо развитой транспортной и сопутствующей инфраструктуры Эльбрус и прилегающие к нему районы очень популярны в рекреационном, спортивном, туристическом и альпинистском плане. На седловине Эльбруса (5416 м), разделяющей его Восточную (5621 м) и Западную (5642 м) вершины, расположен самый высокогорный приют Кавказа.

Несмотря на сравнительную простоту восхождения на вершины Эльбруса, на нём ежегодно, по разным оценкам, гибнет от 3 до 10 человек, что составляет порядка 80 % всех несчастных случаев в Приэльбрусье.

Основными объективными опасностями на маршрутах восхождения являются многочисленные ледниковые трещины, погодные условия — в силу специфического расположения и своего доминирующего положения погода на Эльбрусе может испортиться в считанные часы, что, наряду с уменьшением видимости и резким падением температуры (номинальной и ощущаемой), приводит к потере ориентации и гипотермии, а также возможная недостаточная высотная акклиматизация восходителей и такие связанные с ней факторы, как обезвоживание, значительное ухудшение самочувствия и, как следствие, потеря концентрации внимания и т. п. Также не стоит забывать о том, что с увеличением высоты над уровнем моря, воздух становится всё более разряженным каждые 100-200 метров, и процентное содержание кислорода на вершине (5621 м над уровнем моря) является очень низким. Это приводит к гипоксии (недостаток кислорода в организме), и, разумеется, всё ещё так же усложнено тем, что процесс подъёма занимает много часов. Одно дело, когда тебя подняли на вершину и спустили, и совсем другое, когда ты поднимаешься самостоятельно, а с точки зрения физиологии, мышцам для высокой эффективности нужен высокий уровень кислорода, и в его отсутствии ты становишься всё более изнеможённым с каждым пройденным шагом.

Точной статистики по всем погибшим и пострадавшим на Эльбрусе нет, но по оценкам службы спасения, погибло 215 человек (на сентябрь 2018 года). Служба спасения, кстати, также не редко сталкивается с проблемами при спасении, и иногда бывают случаи, когда спасатель может погибнуть при исполнении. Очень печально осознавать, что человек, выполняя свой долг, может рисковать своей жизнью, но, с другой стороны, пока есть такие люди, мир не безнадёжен.

Даже если вы очень натренированный спортсмен, подняться на высоту в 5500 м в один присест – практически невозможно, а более того – максимально опасно для жизни. Чтобы организм мог хоть как-то приспособиться к высоте и изменению давления и уровня кислорода, альпинисты при покорении таких серьёзных вершин как Эльбрус, поднимаются на определённую высоту (3000 м, 3500 м, 4000 м и т.д.) и проходят на ней процесс акклиматизации путём пребывания на этой высоте в течение 2-3 дней, с периодическим совершением подъема и спуска на тренировочные расстояния.

После чего они могут продолжить восхождение до следующей точки привала, где процесс акклиматизации необходимо будет повторить, чтобы ваши внутренние органы могли работать нормально, а не испытывали стресс. Для всего этого необходимо иметь опытного наставника, который повторял процедуру восхождения и спуска много раз, и точно знает, где нужно сделать паузу, а где можно и поднажать. Инструктор видит вас и может чувствовать, устали ли вы, какое ваше настроение, и общее эмоциональное состояние, на основе этого он может принимать решение относительно дальнейшего восхождения.

Нас вёл на вершину Сергей Тарасов, который в свои 52 года пребывает в великолепной физической форме, и очень тонко чувствует все нюансы подъёма. Вы можете спросить, кого это – нас? Инструкторы в основном сопровождают группы, такие, где может быть от трёх – четырёх до пятнадцати (а может и больше) человек, и вот с такими группами туристов они проделывают путь к вершине и обратно. Моя же группа состояла из двух человек – Я и Феликс Бедненко, с которым мы и поднялись на вершину. Феликс – собственник и руководитель строительной компании “ЭкоТорг”. На пару с ним мы скинулись (если что, сопровождение при подъёме не бесплатное), взяли инструктора, а также взяли полный арсенал снаряжения для восхождения, с подбором которого нам помог Сергей Тарасов. Перед восхождением необходимо пройти регистрацию на посту МЧС, чтобы служба спасения знала, когда вы уйдёте и когда придёте.

Инструктор приблизительно может сказать время подъёма, исходя из вашей физической формы, а служба спасения будет следить, чтобы вы пришли не позже указанного времени, иначе спустя какое-то время, на ваши поиски отправится бригада спасателей. С вами так же будет установлен канал связи, и, если вдруг, этот канал не будет отвечать, в таком случае, спасатели немедленно начинают операцию поиска и спасения. ЭТО ВСЁ НЕ ШУТКИ!!! Пусть это и не Эверест, но опасность лавины, камнепадов и прочих происшествий, опасных для жизни, есть, и нужно понимать, что восхождение — это экстремальный вид спорта.

На высоте всё совсем иначе. Ты спишь по-другому, ешь по-другому, и все процессы внутри тебя происходят не так, как это обычно бывает. На высоте 3500 метров находится базовый лагерь. Несколько дней мы там проходили процесс адаптации, а затем вместе с инструктором начали небольшие подъёмы-спуски, чтобы он мог понять наше физическое состояние. Сам он говорил, что время восхождения и спуска может быть разным, и зависит от многих факторов + везение относительно того, какая будет погода, так как на горе всё может поменяться за считанные минуты.

Нам же с погодой очень повезло, и весь процесс нашего восхождения длился в районе 10 часов. Так, мы проснулись в 2 часа ночи, поели, а в районе 14 часов дня мы уже были на вершине. Процесс спуска, на удивление, оказался сложнее чем подъём, (для меня по крайней мере) так как там нужно быть максимально сосредоточенным, ведь часто многие, кто покорил вершину, считают, что дело в шляпе, и спускаются “на расслабоне”. Обычно, Эльбрус этого не прощает, так что мы не решились испытывать удачу во время спуска, и были максимально сконцентрированы.

Во время восхождения, как я говорил ранее, мы шли втроём (Я, Феликс и инструктор Сергей), но учитывая, что мы шли по маршруту, мы видели очень много групп, а также нам попался альпинист – одиночка, который был очень пожилой на вид (я бы дал больше 60), и шёл он очень неважно.

Настолько печально было на него смотреть, что Сергей даже подошёл к нему с советом вернуться обратно, и не испытывать судьбу и свой организм. Он, кстати, продолжил восхождение, но нам на пути больше не встречался.

Говоря о трудностях и тонкостях восхождения, необходимо заметить, что нам попадалось большое количество полностью ледяных участков, где можно было передвигаться лишь техникой “зигзага”, которой нас обучил Сергей. На наших альпинистских ботинках были специальные “кошки”, которые, и цеплялись за лёд, но даже в них любой неправильный шаг мог закончиться слётом с горы, если бы вдруг им не хватило сцепления.

Также у нас с собой был ледоруб, который был необходим для случаев, когда всё же не удавалось совладать со льдом. Он также был необходим для оказания помощи, если что. Сергей взял с собой набор для оказания первой медицинской помощи, так как эти подъёмы – довольно травмоопасная затея, и сломать что-то или сильно ушибить – не так сложно, как кажется. Вообще, говоря о помощи со стороны службы спасения, Сергей дал понять, что на неё рассчитывать не стоит, а потому концентрация должна быть максимальна. Если вдруг что-нибудь случится, не прилетит вертолёт, как это бывает в фильмах. Все эти факторы вселили в нас с Феликсом понимание того, что у нас нет права на ошибку, так как в случае неё, шансы на оперативную помощь очень малы.

Дальнейшие особенности касались экипировки. Перед восхождением, нам казалось, что мы что-то знаем о тёплой одежде, но, как оказалось, мы знали лишь малую часть. Одежда должна быть тёплой, но при этом должна пропускать влагу, чтобы она не задерживалась внутри, но не выпускать тепло, иначе восхождение для вас очень быстро закончится. То же самое касается и ботинок, и перчаток.

Касательно очков, так тут на выбор предлагается очень большое количество разнообразных моделей, но главное в них – стёкла, которые не пропускают ультрафиолетовые лучи, так как у снега очень большой коэффициент отражения, и солнечные лучи, по сути, будут вас преследовать и сверху, и снизу. Так, лучше выбрать старые очки с затертыми, но с правильными стёклами, чем новые и не соответствующие стандартам для альпинистского снаряжения, ведь в плохих очках (а без них тем-более) высока вероятность того, что вы можете ослепнуть. Также, очень важным моментом является выбор крема для загара. Загар на высоте – совершенно отличается по своей интенсивности от загара на пляже в знойную жару. Самые плотные слои атмосферы находятся на уровне моря – то есть в самом низу, так сказать, атмосферного столба. И именно поэтому ультрафиолетовое излучение более не менее рассеивается и минимальна в самых нижних слоях атмосферы – это на уровне моря. А когда мы поднимаемся выше – то и атмосфера на высоте более разряжена, и соответственно меньше создает преграды для ультрафиолетового излучения. И в итоге на высотах от 4 000 м и выше – скажем так загар интенсивен на столько, больше, что это может привести к самым серьезным ожогам кожи лица.

Как мы узнали позже, у инструкторов есть свое правило, касаемо восхождения. Понятное дело, что водить туристов-любителей на вершины это их хлеб. Но каждый инструктор обязан отказаться от восхождения, если он не уверен в своих подопечных. Так как инструктор несет ответственность за людей и их жизни, и дорожит совей репутацией, то он должен четко убедиться не только в физических возможностях своих подопечных, но и в морально- волевых качествах.

Но мне с Феликсом повезло, так как инструктор Сергей Тарасов, увидев нас, буквально с первых минут был согласен и готов к восхождению.

Разумеется, некий страх присутствовал, учитывая, что мы выходили в 2 часа ночи, и всё вокруг выглядело не очень дружелюбно. Но спустя 2 часа, когда мы пришли на первую точку привала, и подняли глаза в небо, мы увидели… Звёзды.

Они были так прекрасны, что какой-бы то ни было страх или неуверенность просто перестали для нас существовать в тот момент. Спустя полчаса начало подниматься солнце, и для меня наступил очень особенный момент. Я видел много красивых кадров профессиональной съёмки с горных вершин, и могу сказать, что вид с Эльбруса во время восхода солнца не стал для меня чем-то, что поменяло моё сознание. Но сам эффект присутствия здесь, все эти тактильные ощущения от соприкосновения с горой, с воздухом, с людьми, которые меня окружают, всё это становится чем-то волшебным в моих внутренних ощущениях.

Но обратная сторона медали в том, что, присутствовали не только приятные ощущения новизны, а и некие опасения, относительно дальнейшего подъёма. На момент привала мы прошли лишь 10-15% от общего пути, и понятно было, что если сейчас было сложно, то дальше будет ещё сложнее, при чём в разы. С каждыми метрами подъема, воздух становился всё более разряженным, и насыщал тело кислородом всё хуже и хуже.

На последних 30% пути на периодически приходила мысль, типа – “А может вы поднимайтесь, а я вас тут подожду?”, но до начала восхождения инструктор нам сказал, что мы или поднимаемся все вместе, или все вместе идём назад, а потому отступать было нельзя, ведь Сергей нас заверил, что никого не бросит, во что бы то ни стало.

С собой, кстати, у нас был чай и сникерсы. Сергей до начала восхождения сказал, что сникерсы – лучший друг альпиниста, и в этом есть логика. Суть в том, что с собой нужно брать что-то максимально лёгкое, и энергетически ценное, а потому сладкое — это хорошее решение на короткий промежуток времени. Да, есть специальные высококалорийные батончики, с высоким уровнем глюкозы, но за неимением чего-то такого, сникерс был очень даже хорошим решением. Конечно, на постоянной основе поедание сладкого — это плохой вариант для вашего рациона, но с точки зрения получения энергии здесь и сейчас — это идеально.

Я уже упоминал про оборудование, но забыл сказать о телескопических палках. Они похожи на лыжные, но у них изменяемая высота, они прочнее, и, конечно, к ним также много требований, которые являются очень специфическими. Например, на подъеме они настраиваются на одну длину, а на спуске на другую.

Для себя хочу отметить, что я считаю, что такой подъём для меня — это круто, но он был бы максимально сложным без инструктора.

Был один очень крутой склон, который я по сей день запомнил, так как глядя на него, казалось, что одна ошибка, и своих костей ты не соберёшь. Как преодолевать такие склоны? Очень просто, нужно двигаться вперёд, и не оглядываться назад, иначе страх вами завладеет, и затуманит ваш разум, как говорится глаза страшат, а ноги ходят!

Сергей до начала подъёма сказал нам, что главное — это дыхание. Нужно было постоянно его контролировать. Вдох на 2 шага, выдох на два шага, или на три, или на каждый шаг, или на каждые пол шага – не важно как, но главное, чтобы дыхание было под контролем в такте шагов, а в противном случае, вы можете сбиться и не заметить, что не контролируете такт дыхания и начать задыхаться, может начать кружиться голова, и прочие трудности (паника), с которыми справиться в пожарном режиме будет максимально не просто. На конечных этапах подъёма я уже поднимался по схеме – вдох, шаг, выдох. Так ходят пожилые люди (как дедушка, который повстречался нам в начале), и, конечно, я и представить себе не мог, что сам буду ходить в таком темпе. Сергей же, видя это, постоянно повторял, что это не страшно, а страшно – потерять контроль над дыханием. Он говорил, что лучше дышать по 2-3 раза на шаг, чем перестать считать вдохи-выдохи, и тем самым загубить вообще всё восхождение! Я собой горжусь, учитывая, что Феликсу всего 30, а мне 42 с небольшим, мы поднимались на равных. Больше всего я гордился, скорее даже не за себя, а за нашего инструктора, ведь ему 52, и он является Мастером Спорта Международного класса, и по

его заявлениям подтягивается 100 раз (охотно верю, но не проверял).

На вершине было очень много суматохи, так как там одновременно было много групп, но я всё же успел уловить некоторые моменты.
Как уже говорилось ранее, нужно было очень аккуратно спуститься вниз, так как именно во время спуска допускается максимальное количество ошибок, и только из-за “расслабухи”. Назад мы шли в связке (связанные тросом), и Сергей пытался максимально облегчить нам жизнь на сложных участках, ведь при спуске ты постоянно идешь в полуприсяде, что, разумеется, очень сложно, особенно в условиях недостатка кислорода. Он показал нам пару технических фишек, чтобы легче спускаться, и так мы прошли все самые сложные участки.

Самое большое веселье было во время спуска. Сергей нас постоянно подгонял, так как он хотел поскорее вернуться домой. Мы спрашивали его относительно опасности резкого спуска, но он заверил нас, что опасность есть лишь во время резкого подъёма. Внизу, по приходу, на базе мы нашли ресторанчик, чтобы отметить наше восхождение, но Сергей сказал, что ему уже послезавтра снова идти в горы, а потому он не поддержит наших начинаний, если мы решим отметить наше триумфальное восхождение крепкими напитками. Так и проходит вся его жизнь. Он поднимается и спускается в горы несколько раз в неделю, его приглашают в разные страны как инструктора, а потому процесс акклиматизации, который был для нас с Феликсом необходим, для него не нужен, ведь он постоянно где-то на высоте.

Я обязательно попробую что-то подобное ещё раз, но не думаю, что хочу покорять вершины в районе 7000 м. Скорее альпийские вершины, высота которых едва достигает 5 км. Ведь для меня суть не в том, чтобы взять максимальную высоту, а в том, чтобы почувствовать дух приключений. По словам самого Сергея, горы, такие как Мон Блан, очень живописны и красивы с точки зрения рельефа, и из-за отсутствия высот больше 5000 м, не требуется длительная адаптация к высоте. Разумеется, есть ещё и Гималаи, но это для тех, кто хочет испытать трудности, хочет быть на грани возможностей, но, разумеется, и на грани жизни и смерти, если вдруг что.

Подводя итог, хочу сказать, что я очень вдохновлён поездкой, и всё то, что со мной произошло — это уже история. Но это не только моя личная история, но и история моей компании. Я взял флаг в поход, и водрузил его на вершине не по тому, что я хотел прорекламировать сервис, или что-то в этом духе. (Хотя согласитесь, что реклама здесь не особо то эффективна). Для меня это был внутренний символизм, знак, позыв для моих друзей, моих коллег – моей команды ЛР ВЕСТ. Пусть даже символично, но ЛР ВЕСТ побывал на вершине Эльбруса.

Возможно, всё это звучит странно, но я уверен, что многие владельцы Ленд Ровер меня поймут, ведь это стремление к духу приключений, к ощущениям внутренней свободы, к чему-то более лучшему — это то, что объединяет всех владельцев Ленд Ровер. Я двигаюсь, и двигаю дело своей жизни – LR-WEST, и тем самым хочу показать, что с достижением этих вершин мы становимся ещё более достойны владельцев Land Rover.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.