Отдельно хочу уделить внимание вопросу, который интересует большинство владельцев любого автомобиля марки LandRover: когда и что конкретно необходимо менять, какие регламенты необходимо соблюдать по замене тех или иных элементов, материалов в тех или иных агрегатах (прим. масел).
На самом деле, этим вопросом я занимаюсь очень подробно последние три года. Суть которого заключается в том, что производитель за последние 5-6 лет внёс огромное количество изменений в собственные регламенты, мало того, эти изменения были донесены до официальных представителей – то есть официальных дилеров не совсем корректно и с опозданием, и долгое время содержали банальные технические ошибки. Со временем ошибки в контрольных листах были исправлены, но затем эти листы были перемещены из основных разделов официального сайта производителя так, что их стало очень проблематично найти. Необходимо очень внимательно и подробно изучить всю структуру и содержание официального сайта, чтобы найти порой еле заметную ссылку на раскрытие информации того или иного контрольного листа.
Создаётся такое впечатление, что производитель преднамеренно пытается данные регламенты скрыть от владельцев, с целью предоставления сервисам большей возможности устанавления собственных требований к регламентным работам и манипулированию ими в зависимости от рынков стран и регионов.
Безусловно, я считаю, что подобная информация должна быть открытой. До 2017 года она была частично отражена в сервисной книжке, но не в утверждённой форме контрольного листа производителя, а всего лишь в виде таблицы. Единственный первоисточник в интернете – это официальный сайт компании JaguarLandRover, многие же владельцы воспринимают в качестве первоисточника сайт того, или иного официального дилера. Но глубоко погрузившись в этот вопрос, я нашел столько разногласий, что сопоставить и найти правильную, подтверждённую производителем информацию оказалось крайне сложно. А когда, наконец-то, удалось разобраться, то новой, достаточно сложной проблемой, стало – аргументировано объяснить клиентам, какой именно регламент соответствует их автомобилю. И все-таки данный вопрос остаётся актуальным.
Так в чём заключается основная сложность?
До 2010 года все было достаточно просто, были заводские контрольные листы технического обслуживания, были регламенты, к которым все привыкли и имели понимание, когда и что надо менять, мастера-приемщики чётко понимали данные регламенты. После же 2010 года, на многие модели – точно такие же, как и предыдущие по своим агрегатам, по своей компоновке, вообще, одинаковые по своей сути, резко вдруг изменились регламенты.
Во-первых, они изменились по нормо-часам – в результате чего техническое обслуживание стало дороже, во-вторых, появились сокращённые регламенты по замене масла в тех или иных агрегатах, например, масла в АКП. В 2013 году, в феврале месяце компания LandRoverJaguarсообщила об изменениях в регламентах на техническое обслуживание и другие регламентные мероприятия для моделей 2012 года. Таким образом, клиенты, которые купили автомобиль 2012 модельного года, только в 2013 – узнали, что оказывается техническое обслуживание необходимо было делать иначе и оно вышло бы им по доведённым регламентам дешевле. Затем пошли модели 2013 года и с ними началась еще большая путаница, но анализируя вновь предоставленные регламентные листы, задаешься очень интересными вопросами.
Например, модели Range Rover и Range Rover Sport– имеют абсолютно одинаковые базы, идентичные АКПП, редуктора и линейки двигателей. Но производитель в своем контрольном листе информирует, что на автомобили Range Rover 2013 модельного года масло в АКП менять не надо, такая регламентная позиция по данной модели вообще отсутствует в контрольном листе, аналогично не надо осуществлять замену масла в редукторах, а свечи зажигания необходимо менять раз в 186 000 км. В модели же Range Rover предыдущего поколения, с аналогичным двигателем – свечи зажигания надо было менять раз в 48 – 50 тыс. км., а в RangeRoverSport, который оснащен точно таким же по комплектации двигателем, АКП, основными узлами и агрегатами, новым регламентом предписано менять масло в АКП раз в 65 тыс. км, а в редукторах – раз в 30 тыс. км. Чем такие изменения обусловлены?
C одной стороны можно предположить, что производителя пошёл на встречу клиентам и, возможно, решил, что в топовых моделях RangeRoverне стоит нагружать владельцев обязательными регламентами по замене масла в АКПП и в редукторах, а достаточно замены масла в двигателе, воздушных и салонных фильтров. Но какие ответы для себя может найти клиент, который купит пост гарантийный автомобиль, или автомобиль на пробеге, например, в 90 – 100 – 150 тыс. км?
В таком случае, если клиент обратится в сервис официального дилера и будет интересоваться необходимостью замены масла в АКПП или редукторе, то согласно действующим рекомендациям производителя, ему вынуждены будут ответить, что эти процедуры по регламенту официально не предусмотрены, но другими словами это может означать, что замена не осуществляется пока не возникнет потребность капитального ремонта АКП или редуктора.
Очень много разночтений за последние несколько лет было исправлено на официальном сайте компании JaguarLandRover, но осталось большое количество ошибок и недочётов на сайтах, представляющих компании официальных дилеров и сервисы. Так, например, когда ищешь регламент на модель RangeRover2010 года, тебе предлагается контрольный лист на автомобиль 2013 года, или наоборот ты ищешь регламент на автомобиль 2012 – 2013 года, а тебе предлагают к обозрению только регламент на автомобили до 2012 года. Отчасти это следствие путаницы, возникшей после изменений официальных регламентов самого производителя.
На мой взгляд, в результате многих нововведений и изменений в части технических регламентов компания LandRoverсделала шаг в сторону удешевления стоимости обслуживания автомобиля. Так, с 2012 года регламент предусматривает ТО не раз в 12 тыс. км, а раз в 13 тыс. км. Таким образом, количество ТО за гарантийный период или 100 тыс. км будет на одно меньше. Ранее, до 2012 года замену масла в коробке передач необходимо было осуществлять в соответствии с установленным регламентом раз в 48 тыс. км, а после 2012 года – раз в 65 тыс. км, соответственно за гарантийный период клиент поменяет масло уже не два, а всего лишь один раз. И если учитывать все эти изменения, то становится объяснимо стремление производителя, оптимизировать послепродажное содержание и обслуживание его автомобилей, с целью усиления конкурентных возможностей в сравнении с другими сопоставимыми производителями.
Необходимо учитывать и другие аспекты данного вопроса. Например, в Европе, регламент по замене масла в дизельном двигателе – раз в 24 тыс. км. Но, во-первых, там другие условия эксплуатации, Европа в целом находится в более благоприятных климатических условиях по сравнению с обще статистическими климатическими зонами России. Как следствие, у нас большее количество холодных запусков, необходимость в работе вебасто, увеличенная нагрузка на ремень ГРМ, соответственно усиленный износ двигателя, (75 % износа двигателя приходятся на холодный пуск). Учитывая эти моменты вполне логичными при эксплуатации автомобилей в России являются более короткие и частые периоды замены масла, сокращённые регламенты по замене ГРМ. Помимо этого, производитель может так же принимать во внимание различия в конъюнктуре рынков различных регионов и стран. Так в Европе владельцы премиального сектора, как правило, эксплуатируют свой автомобиль в среднем в течении 3 – 4 лет, а значит нет смысла нагружать их регламентами на частое обслуживание. В России, согласно статистики, сроки эксплуатации автомобилей значительно дольше, многие люди, в том числе и я, ездят на автомобилях 2010 – 2012 годов выпуска. И нам очень важно обоснованное качественное обслуживание, чтоб автомобиль как можно дольше беспроблемно служил, причём с учётом целесообразности необходимых расходов.
Надо понимать, что любые изменения регламентов со стороны производителя в первую очередь обусловлены результатами анализа эксплуатации, ремонта и гарантийного обслуживания, которые сформировали конкретные технические предпосылки для таких изменений со стороны производителя. И клиенту, необходимо об этом рассказывать, чтобы он не ждал, когда пройдёт 240 тыс. км и он столкнется с необходимостью капитального ремонта или замены АКП. Производитель пришёл к заключению, что экономически целесообразней и технически более обоснованно менять масло на 48 тыс. км и это позволит максимально продлить срок службы АКП.
Но вернёмся к нашему основному вопросу, если, например, Ваш автомобиль 2009 года выпуска, какими регламентами Вам пользоваться, теми что были еще до 2010 года, когда масло в АКП меняли раз в 240 тыс. км, или теми, которые уже представлены по сути для точно такого же автомобиля, но уже 2010 модельного года, согласно которым масло в АКП необходимо менять раз в 48 тыс. км, а для точно такого же, конструктивно, автомобиля, но уже 2012 модельного года, замена масла в АКП регламентом предусмотрена уже раз в 65 тыс. км. Официальному сервису порой трудно однозначно ответить на подобные вопросы и многие дилеры, пользуясь этой неразберихой, откровенно манипулируют регламентами в своих интересах.
Фактически получается, что подходы к соблюдению регламентов для каждого рынка обусловлены своими специфическими условиями. Поэтому объективно обоснованный поиск решения вопроса о необходимых регламентных работах напрямую связан с поиском максимально компетентного источника информации, поиском именно того сервиса, в котором Вам предоставят справочный первоисточник, в котором Вас аргументировано проконсультируют с учётом всех параметров именно вашего автомобиля. И когда клиенту будет предоставлена полная информация, то он уже вправе осознанно для себя принимать решение – когда ему выполнять данные замены, в каком качестве, в каком количестве, и какими материалами пользоваться.
Поэтому первоисточником является официальный сайт производителя, но для более старших моделей лучше получить дополнительную информацию и заключение специалиста, который сможет раскрыть всю объективную картину и цепочку изменений, связанных с конкретной моделью автомобиля LandRover.